Автоматический обмен информацией о счетах

07.07.2017 - ФНС России подписала Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах.

Автоматический обмен информацией о счетах Фото: Автоматический обмен информацией о счетах

ФНС России подписала Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах. Указанная мера предусмотрена «Основными направлениями налоговой политики РФ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов». Многостороннее соглашение компетентных органов (Multilateral Competent Authority Agreement - MCAA) и Единый стандарт отчетности по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах (Common Reporting Standard, CRS) разработаны в соответствии с статьей 6 Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам 1988 г. (ред. Протокола 2010 г.).

Какие страны будут осуществлять автоматический обмен информацией о финансовых счетах (CRS)?

Многостороннее соглашение компетентных (налоговых) органов подписали 112 юрисдикций.

В сентябре 2017 года первый автоматический обмен планируют осуществить Ангилья, Аргентина, Барбадос, Бельгия, Бермуды, Болгария, Британские Виргинские острова, Великобритания, Венгрия, Германия, Гернси, Гибралтар, Гренландия, Греция, Дания, Джерси, Индия, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Каймановы острова, Кипр, Колумбия, Южная Корея, Кюрасао, Латвия, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Мальта, Мексика, Монтсеррат, Нидерланды, Ниуэ, Норвегия, Остров Мэн, Острова Тёркс и Кайкос, Польша, Португалия, Румыния, Сан-Марино, Сейшельские острова, Словакия, Словения, Фарерские острова, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония, ЮАР.

В сентябре 2018 года первый автоматический обмен планируют осуществить Австралия, Австрия, Албания, Андорра, Антигуа и Барбуда, Аруба, Белиз, Гана, Гренада, Израиль, Индонезия, Канада, Китай, Коста-Рика, Маврикий, Малайзия, Маршалловы острова, Монако, Науру, Новая Зеландия, Острова Кука, Россия, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Самоа, Синт-Маартен, Чили, Швейцария, Япония.

В рамках CRS налоговые органы передают полный объем информации о нерезидентах, обслуживаемых банками страны-участницы обмена, а не об отдельных лицах.

Налоговые органы стран-участников MCAA ежегодно в автоматическом режиме по универсальной электронной форме будут:

  • получать от банков своей страны информацию о счетах физических и юридических лиц – резидентов других стран – участников MCAA;
  • ежегодно передавать указанную информацию налоговым органам странам - участникам MCAA;
  • получать от налоговых органов других стран – участников MCAA информацию о счетах физических и юридических лиц резидентов своей страны.

Какая информация будет передаваться автоматически?

В соответствии с п. 2 ст. 2 MCAA в автоматический обмен включается следующая информация как в отношении открываемых, так и существующих счетов:

  • для физических лиц: имя, адрес, идентификационный номер налогоплательщика, дата рождения;
  • для юридических лиц: наименование, адрес, идентификационный номер налогоплательщика, а также имя, адрес, идентификационный номер налогоплательщика, дата рождения «управляющего лица» юридического лица;
  • номер счета;
  • наименование и идентификационный номер банка;
  • остаток денежных средств на счете на конец соответствующего календарного года (или на дату закрытия счета);
  • общая сумма, поступившая держателю счета за календарный год или иной отчетный период;
  • иная информация по отдельным счетам.

Обязанности банков по автоматическому обмену CRS

Банки должны осуществить процедуры due diligence (процедура составления объективного представления об клиенте) в отношении существующих и вновь открываемых счетов своих клиентов (физических и юридических лиц). Также определить, относится ли клиент к подотчётному лицу (лицу, являющемуся резидентом страны-участника MCAA), определить налоговое резидентство держателя счёта.

При этом в настоящее время CRS исключает из автоматического обмена существующие счета юридических лиц, остаток на счетах которых менее 250 000 долларов США на 31 декабря соответствующего года. В отношении физических лиц CRS не предусматривает какой-либо порог по остатку на счетах, превышение которого исключает счёт из автоматического обмена.

Исполнение процедуры due diligence в отношении всех существующих физических и юридических клиентов в целях CRS – нерезидентов для банков Кипра, Латвии, Эстонии - до 31 декабря 2017 г.

Исполнение процедуры due diligence в отношении всех существующих физических и юридических клиентов в целях CRS – нерезидентов для банков России – до 31 декабря 2018 г.

Рассмотрим принцип работы CRS. Компания BVI имеет банковский счёт в Латвии. Обе юрисдикции участвуют в MCAA и начали обмен в 2016 году. В этом случае латвийский банк направляет латвийскому налоговому органу данные о счёте компании (держателя счёта), а затем латвийский налоговый орган передаёт данную информацию соответствующему органу BVI. Если бенефициар – резидент BVI, процедура окончена. Однако, если в данном случае бенефициаром является физическое лицо – резидент России, то в этом случае латвийский банк передаёт налоговому органу Латвии информацию о компании – держателе счёта и её бенефициаре. Латвийский налоговый орган направляет на BVI данные о счёте компании, при этом направляет в Россию данные о счёте компании и сведения о её бенефициаре (с учетом, что это станет возможным в отношении России с сентября 2018).

Последствия нарушения физическими и юридическими лицами требований по уведомлению и предоставлению отчетности о наличии счетов в зарубежных банках.

Факт наличия у налогового резидента РФ незадекларированного счёта в зарубежном банке или иностранной компании влечет для него негативные последствия:

  • налоговые (ст. 129.5, 129.6 НК РФ);
  • административные (ст. 15.25 КоАП);
  • уголовные (ст. 198, 199 УК РФ).

arrow Возврат к списку

А также: